Для процесса словообразования необходимы развитые мышцы губ, щек, языка и рта в целом. Именно поэтому развитие речи следует начинать с раннего возраста, а не с того момента, когда ребенок начинает говорить свои первые агу. Для этого работу следует проводить по разным методикам: развитие правильного дыхания, гимнастика для губ и языка, увеличение словарного запаса с каждым днем. Даже активные игры способствуют развитию основ для речи.
Содержание
Методика развития речи детей дошкольного возраста
1. Дыхательная гимнастика.
С помощью специальных упражнений мамы развивают у своих детей силу голоса, мышцы рта, правильные ритмы дыхания, а также гимнастика улучшает работу сердца и органов кровообращения. За счет правильного дыхания можно повысить резистентность организма к разным простудным заболеваниям. Контролируйте вдох и выдох ребенка. Попадать воздух в организм должен через нос, а выходить – через рот.
2. Игры с мыльными пузырями.
Мыльные пузыри вызывают восторг у людей всех возрастов, поэтому их целесообразно использовать в качестве игры и для развития речи. За счет выдувания пузырей через колечко, соломинку или трубочку у детей развиваются мышцы губ и щек. Вообще, с мыльным раствором можно просто играть.
3. Занятия с дудочками.
Использование музыкальных инструментов, звук которых появляется за счет дыхания, – удачный способ научить ребенка говорить правильно. Именно дудки и свистки развивают не только мышцы рта, но и процесс дыхания в целом. Можно придумать задания с исполнением разных звуков. Для этого детям придется использовать разные типы дыхания, а дыхание – и есть основа для речи.
4. Упражнения со свечами.
Обычная свеча является необычным атрибутом разных торжеств. Задуть свечу для ребенка является целым ритуалом, а главное, это упражнение полезно для губ и органов дыхания. Можно не просто задувать пламя, а, наоборот, пытаться дуть так, чтобы огонек не погас. Можно контролировать свое дыхание, отходя от свечи все дальше и дальше. Задания с огнем могут быть какие угодно, но все это должно происходить под строгим контролем взрослого.
5. Игры с легкими предметами.
В качестве вспомогательных предметов для развивающих игр могут служить шарики пенопласта или смятые бумажные шарики. Задания могут быть различными: можно построить ворота и пытаться задуть в них бумажный мяч, а также попробовать сдвинуть пенопластовые шарики с места. При этом, как и в выше описанных заданиях, развиваются органы дыхания и мышцы рта.
6. Звукоподражания.
Самое любимое упражнение для развития речи у детей – это звуковая гимнастика. Познакомьте детей с животными и с их голосами, можно показывать карточки с картинками, посещать зверинцы и зоопарк, использовать игрушки, разные иллюстрированные журналы и другие подходящие предметы. Показывая животное, называйте его и изображайте звуки. Когда ребенок запомнит большинство, можно просто попросить показать, как «говорит» тот или иной зверь. Интерес будет вызван у ребенка однозначно!
7. Упражнения со звуками.
Суть заключается в умении правильно говорить. Изучать буквы и звуки можно в игровой форме. Для этого необходимо придумать несколько заданий. Примером могут служить следующие:
• Как рычит тигр? Ответ: Р-р-р.
• Как шипит змея? Ответ: Ш-ш-ш.
• Как мы удивляемся? Ответ: О-о-о.
Таких вопросов можно составить множество. Помогайте детям, подыгрывайте, веселитесь вместе, а главное – с пользой!
Как научить ребенка выговаривать буквы Р, Л, Ш, Ж
Часто у детей возникают проблемы именно с этими звуками. Родители впадают в панику, начинают искать дорогостоящих логопедов. Но зачастую эта проблема достаточно просто решается, и привлечения профессионала не требует. Логопед необходим в том случае, если ни какие действия родителей не помогли.
Для начала стоит уяснить, что постановка правильной и грамотной речи детей зависит от того, насколько часто с ними разговаривают взрослые. Родители должны просить ребенка комментировать все, что он делает или видит, исправляя ошибки в произношении звуков и окончаний.
При этом и сами взрослые должны проговаривать свои действия. Необходимо заинтересовать ребенка в разговоре, поддерживать диалог и побуждать рассказать что-то еще.
Чтение книг и пение очень хорошо влияет на развитие речи. Эти занятия помогут ребенку запомнить правильное произношение слов и звуков.
Обязательно нужно заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой. Вводить эти упражнения для занятия с малышом нужно еще в младенчестве. Ребенок должен видеть и стараться повторить за взрослым движения языка, губ и щек.
Дети постарше могут играть в специальные игры, разработанные логопедами. Можно попросить малыша:
— облизать губы по кругу, как будто он поел вкусного варенья;
— погудеть как паровоз, сложив губы трубочкой;
— облизать тарелочку, как это делает кошка;
— показать языком чашечку: положить язык на нижнюю губку, расширить его, приподняв кончик и бока языка в форме чашки, все это поможет в развитии речи детей.
Коварные звуки Л, Ш, Ж, Р
Звук Л.
Этот коварный звук дети часто заменяют звуком В. Происходит это из-за нарушений в прохождении воздушных потоков и плохой эластичности языка. В этом случае поможет цоканье языком и выдувание воздуха с силой через трубочку из губ.
Звук Ш.
Для того чтобы ребенок научился говорить шипящие звуки нужно показать ему упражнения направленные на растягивание губ и имитацию жевательных движений.
Звук Ж.
Нужно выучить несколько стишков с эти звуком. Слова необходимо произносить медленно, проговаривая «ж». Можно просто жужжать, изображая жука.
Звук Р.
Этот звук является самым распространенным, среди коварных букв. Здесь может помочь только правильное расположение языка и губ. И частое повторение слов, стишков и скороговорок с эти звуком.
Показания для обращения к логопеду
К специалисту необходимо обратиться:
1. Если ребенок в 8 месяцев не показывает на маму, когда его просят об этом и не отвлекается сам, когда его зовут.
2. К двум года ребенок так и не начал разговаривать.
3. В 2,5 года малыш не может изъясняться детскими элементарными фразами, например, миша бух – медведь упал.
4. В три года у ребенка сильное слюноотделение или он не может удерживать губы в улыбке.
5. После трех летнего возраста ребенок продолжает упрощать и коверкать слова, например, гули-гули вместо гулять.
6. К четырем годам ребенок искажает слоги до неузнаваемости, говорит слишком мягко или очень твердо.
7. При произношении появляются хлюпающие звуки, воздух как бы уходит в бок, либо ребенок говорит в нос.
8. Ребенку не хватает воздуха при разговоре, и малыш вдыхает воздух на середине слова.
Важно не упустить момент и во время обратиться к логопеду. Исправить дефекты в речи лучше до поступления в школу. Так детям будет проще усваивать новый материал, не отвлекаясь на занятия с логопедом.
Повторюша. Мультфильм на звукоподражание и развитие речи у детей (Видео)
Развитие речи. С чего начать? Говорит эксперт(Видео)