Помимо обычных уроков и домашних заданий в школьном лексиконе и на практике широко используется понятие из спортивного лексикона — «олимпиада». Спорт привнес в школьные интеллектуальные состязания по учебным предметам соревновательный дух здорового соперничества. Специалисты считают, что чем раньше ребенок начнет принимать участие в олимпиадах, тем больше он приобретет полезного опыта. Задействование учеников начальной школы только приветствуется.
Содержание
Какие олимпиады и конкурсы бывают и как к ним готовиться?
Для каждого подобного мероприятия существуют Положения, в которых четко прописываются:
-
- условия проведения;
- возраст участников;
- состав жюри;
- временные критерии выполнения;
- система оценивания и поощрений.
Важно также учитывать уровень олимпиады и подачу проверочного материала. Существующие конкурсы проходят на разном уровне: всероссийском, региональном, районном, школьном и классном. Стали популярными в образовательной среде известные Всероссийские олимпиады по русскому языку – «Русский медвежонок», по математике — «Кенгуру», по природоведению — «ЧИП» (человек, изучающий природу), по иностранному языку – «Французский бульдог».
Обычно, становясь призером на определенном уровне, ученик получает возможность принять участие в следующем туре. Внешкольные олимпиады равномерно распределены в течение учебного года, чтобы не вызывать перенапряжение, повышенную нагрузку у детей. Администрация общеобразовательного учреждения планирует школьные версии проводить с упомянутой целью в удобное время.
Предлагаемые для выполнения задания, как правило, повышенной сложности, требуют проявления оригинального решения и смекалки. Учитель-предметник не может беспочвенно «назначить» ученика на участие в олимпиаде. К конкурсным соревнованиям ребенок должен готовиться:
-
-
- во-первых, регулярно посещать факультативные, кружковые занятия;
во-вторых, самостоятельно систематически решать варианты заданий, размещаемых в интернете, в продаже имеются соответствующие печатные издания.
- во-первых, регулярно посещать факультативные, кружковые занятия;
-
При дистанционных испытаниях вопросы и задачи рассчитаны таким образом, чтобы у участников не было времени и возможности искать ответ, используя источники информации.
Обстановка под стать честной спортивной борьбе
Чтобы участие в олимпиаде способствовало развитию познавательной и других видов активности младших школьников:
-
-
- взрослые предусматривают небольшие стимулирующие подарки;
ксерокопии грамот, дипломов победителей или участников помещаются в портфолио обучающихся;
результаты испытаний (предметных, спортивных, художественных), обычно выражающиеся в баллах, являются прозрачными для всех;
кураторы проводят сравнительные анализы школьных работ с целью устранения пробелов в знаниях и умениях участников.
- взрослые предусматривают небольшие стимулирующие подарки;
-
Нарушения в процедуре проведения и необъективность оценивания могут вызвать, минимум, неприятный осадок в душе маленького человека. Для родителей имеется возможность оспорить сомнительные результаты. От администрации и педагогического коллектива требуется добросовестное соблюдение всех пунктов Положения о конкурсе.
Мнение школьницы о олимпиадах
Подаю документы и постоянно сталкиваюсь с “олимпиадниками”! Прихожу к выводу, что эти и олимпиады придумали специально для детей богатых родителей, чтобы им не надо было мучатся на ЕГЭ и им все купили.
Сколько умных знакомых ребят, которые мучились на олимпиадах, а ничего не заняли! И сколько знакомых не слишком умных, которые занимали призовые места! (т.е. с кем в близких отношениях, признавались, что им их купили). И злят еще, что на школьников давят через их учителей и родителей, чтобы они участвовали в этих ярмарках тщеславия, дабы создавать массовку для тех, кому уже все куплено.
Не спорю, есть олимпиады, которые купить трудно (всероссийская, например, хотя тоже возможно тоже не совсем честен: провинциалам подыгрывают, а москвичам и питерцам занижают баллы). Но все равно: почему от школьников, даже очень способных, требуют нереального!? Нет четкого перечня того, что спрашивают в олимпиадах. Что бы мне придумать в этом году? И придумывает какую-то неведомую никому кроме него и узкого круга приближенных (у которых покупают олимпиады).
Я жалею, что тратила свое время и силы на олимпиады, хотя они сформировали во мне умение писать экзамены, усидчивость, умение проигрывать достойно, но я могла бы провести это время с большей пользой для здоровья и психики, подорванной годом учебы без выходных и просто годами усиленной учебы. У меня были призовые места (я призер регионов по биологии, экологии, итальянскому языку, конференции старт в медицину). Но все равно я чувствовала несправедливое отношение ко мне и далось мне это вообще не легко.
На итальянском были носители языка, а разве это справедливо к тем, кто учат язык годами! Ребята, делающие ставку на олимпиаду: подумайте сто раз, нужно ли это вам! Потратьте это время с большей пользой, не кормите эту коррупционную систему!