Инфекция у ребенка, что стоит знать

Инфекция у ребенка не только вызывает патологический болезнетворный процесс в организме ребенка; она опасна для окружающих и характеризуются массовым распространением при контактах с больным. Отличительной чертой инфекционных болезней является специфичность, присущая каждой из инфекций, обусловленная как типом возбудителя, так и характером защитных ответных реакций организма. Любой здоровый человек, заразившись от больного, может переносить инфекцию.

 Инфекция у ребенка

Детские инфекционные заболевания

Многие считают корь, коклюш, скарлатину, дифтерию, ветряную оспу, краснуху, свинку, полиомиелит детскими инфекционными заболеваниями. Но это утверждение не совсем точно. Перечисленные болезни могут встречаться и у взрослых, хотя больше распространены они у детей.

Однако порой возникают различные ситуации. Так, в настоящее время чаще болеют дифтерией взрослые люди, известна очень высокая заболеваемость корью среди солдат-новобранцев, многие взрослые переносят коклюш, не подозревая об этом. Тем не менее наблюдается своеобразное течение инфекционных болезней у детей, обусловленное характером реагирования защитных иммунных сил в зависимости от возраста ребенка.

В младенческом возрасте при попадании возбудителя установлено несовершенство ответных реакций. У взрослых лиц на месте наибольшей концентрации возбудителя, у входных ворот, образуется барьер, локализующий инфекцию. У ребенка этот эффект выражен слабо, и нередко воспалительный процесс охватывает весь организм.

Вирусы-возбудители для размножения нуждаются в продуктах обмена в клетках организма, что они и находят у маленького ребенка. Чем моложе ребенок, тем интенсивнее у него происходит обмен. Мать, больная во время беременности, даже не тяжелой формой вирусной инфекции, может заразить плод, вследствие чего он погибает или же ребенок рождается с внутриутробной генерализованной инфекцией либо с врожденными пороками развития.

инфекции у детей

Функциональная незрелость систем детского организма прослеживается на особенностях характера специфических и неспецифических защитных ответных реакций, возникающих в ответ на внедрение возбудителя.

Мать передает новорожденному ребенку специфические антитела, защищающие младенца от развития инфекционной болезни при встрече с рядом возбудителей. Так защищены большинство детей в первые месяцы жизни от ветряной оспы и кори. Но если ребенок заболевает в первом полугодии, то чем он моложе, тем тяжелее течение инфекции, чаще возникают осложнения.

Инфекционные болезни у детей первого года жизни чаще, чем в других возрастных группах, вызывают смертельные исходы.

Иммунитет ребенка

Иммунитет ребенка

Иммунитет — очень сложное биологическое явление. В его формировании принимает участие не только болезнетворный инфекционный агент, но и многие системы человеческого организма, участвующие в создании защитной реакции против инфекций. Иммунитет может быть наследственным, переданным матерью при рождении и последующем грудном вскармливании. Такой иммунитет непродолжителен и защищает малыша лишь в первые месяцы жизни.

Материнский иммунитет ограждает ребенка не от всех инфекционных болезней. Новорожденные и месячные дети тяжело болеют коклюшем, даже если мать имеет антитела вследствие того, что перенесла эту инфекцию в детстве. Невосприимчивость ребенка к инфекции может быть достигнута введением готовых специфических антител с плазмой переболевших или иммуноглобулином с определенным титром антител. Этот иммунитет обозначается как пассивный. Защита кратковременна, в течение 2—4 недель, далее защитные антитела разрушаются и выводятся из организма, следовательно, через короткий интервал при встрече с болезнетворным агентом ребенок может заболеть.

Такой принцип защиты использовался ранее, до проведения вакцинации против кори. В настоящее время метод пассивной иммунизации может быть использован для резко ослабленных непривитых детей, у которых ожидают развития инфекционного заболевания вследствие близкого контакта с больными. Другой вариант использования готовых специфических антител — при лечении больных тяжелыми формами инфекционных болезней в ранние сроки, когда собственные специфические антитела еще не выработаны.

Приобретенный иммунитет может вырабатываться в организме ребенка после перенесенной инфекционной болезни или активной иммунизации путем проведения прививок против определенных инфекций. Для получения приобретенного иммунитета ребенку вводят вакцины, содержащие убитые или ослабленные возбудители или обезвреженные токсины патогенных микробов.

В течение 1—3 недель в организме привитого ребенка начинает формироваться активный специфический иммунитет, способный защитить от той инфекции, против которой проводилась прививка. Для защиты от отдельных инфекционных заболеваний (например, дифтерии, полиомиелита) важно сформировать стойкий продолжительный иммунитет, которого удается достичь путем повторных введений антигена (повторные прививки) для дополнительной выработки специфических антител; только в этих случаях обеспечивается его прочность и сохранность.

Продолжительность приобретенного иммунитета определяется рядом факторов. В среднем его длительность колеблется от 2—5 лет до 10 лет и более. Наряду с ревакцинациями (повторными прививками с определенным регламентированным интервалом) в создании стойкого иммунитета играют роль и штаммы, используемые для вакцины, и правильное ее сохранение.

Индивидуальные особенности организма также играют не меньшую роль. Под влиянием неблагоприятных социальных условий, тяжелой болезни, наследственных факторов уровень приобретенных специфических антител может снижаться в более краткие сроки. В предупреждении возникновения любого инфекционного процесса большое значение имеет естественная устойчивость детского организма.

При одном и том же контакте с больным один ребенок заболевает, а другой — нет. В данном случае, кроме специфической защиты, играет роль собственная естественная сопротивляемость ребенка, ограждающая от любого заболевания. В воспитании здорового ребенка имеют значение полноценное, соответствующее возрасту питание, рациональный режим дня, постоянное выполнение закаливающих процедур, длительное пребывание на свежем воздухе в любое время года.

Организм правильно воспитывающегося ребенка способен активно сопротивляться возникновению инфекционных болезней, а после проведенных предохранительных прививок вырабатывать стойкий и продолжительный иммунитет.

Виды инфекционных заболеваний у детей

В борьбе с инфекционными болезнями приобретает значение и другое направление — защита ребенка от контактов с заразным больным. Нужно знать об особенностях распространения каждой из инфекций. Сложнее избежать контактов с заразными больными, от которых инфекция передается с потоками воздуха. В зависимости от механизма передачи инфекции называют воздушно-капельными.

Детские инфекционные болезни

В этих случаях мельчайших размеров возбудитель в громадном количестве обитает на слизистых оболочках ротоглотки, носа. Вместе с микрочастицами слизи при чихании, кашле, разговоре возбудитель попадает в окружающую среду. Чем мельче выделяемый секрет, тем большее пространство инфицируется, как, например, при кори, ветряной оспе, гриппе.

Более густой, вязкий секрет у больных коклюшем заметно сокращает это пространство. Соответственно определяется контагиозность (способность к заражению) инфекционного заболевания.

В распространении инфекции имеет значение быстрое разрушение или стойкая сохранность возбудителя в окружающей больного среде. При длительной выживаемости возбудителя здоровый ребенок, поигравший игрушками больного, может заразиться. В этих случаях возбудителя можно передать и через третье лицо.

Болезни, при которых возбудитель попадает в рот через загрязненные им руки, вещи, продукты, воду имеют фекалъно-оральный механизм передачи инфекции. Чаще всего эти болезни называют «болезнями грязных рук». Возбудитель проникает в желудочно-кишечный тракт, вызывая там воспалительный процесс, такие инфекционные болезни относятся к кишечным инфекциям.

Описание инфекционных болезней у детей дается в разделах книги, посвященных воздушно-капельным и кишечным инфекциям. Ребенок с инфекционным заболеванием, оставленный для лечения в домашних условиях, должен быть изолирован от остальных членов семьи. Ухаживающий за инфекционным больным человек должен соблюдать меры предосторожности с тем, чтобы не только не заразиться самому, но и уберечь других.

Только совместные действия родителей и медицинского персонала могут предупредить возникновение инфекционной болезни у ребенка, а в случае ее развития — облегчить страдания больного.

Про инфекционные болезни — Школа доктора Комаровского (Видео)

Оцените статью :
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Top