основы развития речи ребенка

Развитие устной речи ребенка

основы развития речи ребенкаКак понять, о чем говорит малыш? Стоит ли обращаться внимание на детские крики? Понимает ли ребенок речь взрослых? Этими вопросами задаются многие родители. Следует подробнее рассказать о развитии устной речи у ребенка с момента рождения и до двух лет.

Этапы развития речи у детей:

Период криков у младенца. С рождения и до трех месяцев младенец общается с помощью крика. Основная функция крика – выразить дискомфорт. В основном, это холод, боль, потребность поспать, поесть. Малыш привлекает мамино внимание. Стоит маме подойти, крик усиливается. Получив желаемое, малыш успокаивается. Так у него формируется умение общаться.

Маме не следует быть молчаливой и думать, что малыш ничего не понимает. Все, чему учится ребенок, он получает от мамы и взрослых в этот возрастной период. Зрение и слух у него активны с первых дней жизни. Поэтому мама может проговаривать все действия словами.

Ребенок старается выразить свои эмоции, в возрасте одного месяца он уже способен улыбаться. Далее появляются мимические выражения эмоций. Малыш поднимает брови, машет ручками и ножками.

Период детского гуления это следующий этап развития речи – с 3 месяцев до полугода. Появляются звуки, называемые гулением. В речи много гласных. Мама продолжает говорить с ребенком в ответ на его гуление, повторяя его несложные слоги. Ребенок с удовольствием идет на подобный диалог. Хорошо петь ребенку песенки, потешки, рассказывать стишки и сказки. Малыш с интересом осматривает игрушки, теперь их можно вешать над кроваткой. Развивается хватательный рефлекс, ребенку важно манипулировать игрушками, перекладывать их.

Формы развития речи ребенка

Ранний лепет — с 6 до 10 месяцев. Ребенок начал соединять слоги, появился лепет. К 6 месяцам у многих малышей формируется первый слог ма или ба. Малыш продолжает вести диалог с мамой, подражая ей. Можно играть в ладушки. Необходимо также ребенку рассказывать о предметах в его поле зрения, описывать их. Ребенок старается бросить игрушку. Малыша можно попросить сесть, лечь, взять игрушку, он с удовольствием откликается на просьбы. Появляется способность показывать на предметы пальчиком.

ЧИТАТЬ  Развитие речи детей дошкольного возраста

Ребенок знает, как его зовут, откликается на имя.

Период лепетных слов это следующий этап развития речи – с 10 месяцев до года. Ребенок продолжает лепетать, но теперь уже с ударением и с интонацией. Общение по-прежнему очень важно для ребенка. Можно играть в сюжетные игры – уложить куклу спать, одеть мишку. Малыши уже хорошо понимают, о ком из семьи идет речь. Ребенок сам может произносить первые звукоподражательные слова: га-га, ав-ав. Появляются осознанные жесты, ребенок понимает просьбы – «погладь кису», «помаши бабушке ручкой».

Период позднего лепета – с года до полутора-двух лет. В этом возрастном периоде важно упражняться в развитии мелкой моторики. Малыш может мять пластилин, заниматься рисованием, перебирать в руках мелкие предметы. Важно также тренировать артикуляционные мышцы щек и губ. В этом помогут различные свистящие игрушки, губные гармошки, мыльные пузыри. После лепетных слов у ребенка начинает формироваться речь.

Речь – это новый период развития, и при появлении речи ребенок как бы начинает свое речевое развитие с нуля. Родителям даже может показаться, что ребенок совсем перестал говорить. В этот период полезно чтение и обыгрывание стихов вместе с ребенком, используя различные жесты и интонации.

Предложенная периодизация развития речи весьма приблизительна. Не стоит забывать, что формирование речи у каждого ребенка – процесс очень индивидуальный. Но многое при становлении речи зависит от родительской активности. Поэтому родителям стоит обратить внимание на развивающие занятия с малышом с момента рождения.

Игры на развитие речи у детей от 1 до 2 лет